Jazz is Elvin
Один из лучших барабанщиков пост-бопа, Элвин Джонс, родился 9 сентября 1927 года в городе Понтиаке в штате Мичиган.
Семья Джонсов – настоящая кузница талантов: именно благодаря маме Оливии и папе Генри мы обязаны появлению в джазовом мире великолепных Хэнка, Тэда и Элвина Джонсов (к слову, всего у них было 10 детей). Сам Элвин рассказывал, что уже в возрасте двух лет он знал, что хочет играть на барабанах. В детстве он любил наблюдать, как мимо его дома маршировал цирковой оркестр, и особенно восхищался барабанщиками. Поступив в школу, он становится членом школьного маршевого ансамбля, где уделяется особое внимание игре на ударных. С 13 лет он уже полностью поглощён своим увлечением: занимается не менее 8 часов в день, в его кармане всегда лежат барабанные палочки, и любая доступная поверхность становится полем для извлечения ритма.
Отслужив в армии, в 1949 году Элвин решает попробовать свои силы на музыкальной сцене Детройта и вскоре выступает с такими «гигантами», как Чарли Паркер, Майлс Дэвис, Уорделл Грей, Сани Ститт, Томми Фланаган, Юсуф Латиф.
В 1955 году Элвин двинулся в Нью-Йорк с намерением вступить в оркестр Бенни Гудмана, но прослушивание не прошёл. Неизвестно, кому больше не повезло, – Джонс после этого начал играть с Чарльзом Мингусом, Бадом Пауэллом, Джеем Джеем Джонсоном. А в 1960 году наступает период незабываемой работы в коллективе Джона Колтрейна – ведь именно здесь создавалась другая музыка – новаторская, противоречивая, переворачивающая представление о джазе… Именно в 1960-е годы происходит социокультурная революция, которая ставит под вопрос и саму музыкальную базу. Люди стремились расширить свои границы восприятия музыки, выйти за рамки существующих правил, написанных прошлыми поколениями, проникнуть в само таинство звуков. Джазовым музыкантам эта новая духовная философия дала толчок к развитию новых музыкальных форм и структур.
Элвин Джонс принимает участие в записи четырёх альбомов, в том числе легендарных "A love Supreme" и "Coltrane 'Live' at the Village Vanguard". «Мы были очень близки по духу. Это был пример совершенной гармонии в человеческих взаимоотношениях», – вспоминал Элвин Джонс.
Но в 1966 году он покидает коллектив – из-за разногласий со вторым барабанщиком – Рашидом Али. После гастролей по Европе в составе оркестра Дюка Эллингтона Джонс решает попробовать себя в роли бэнд-лидера и формирует «The Elvin Jones Jazz Machine», состав которого периодически менялся – в разное время в нём играли Сани Форчен, Рави Колтрейн, Джо Фаррелл, Чарли Хейден, Джимми Гаррисон и многие другие блестящие музыканты.
Как и любой незаурядный музыкант, Элвин Джонс – новатор, он разработал новый исполнительский метод, в котором ударные не столько отмечали доли такта, сколько создавали плотную звуковую фактуру со свободными внутренними линиями, образующими контрапункт с солирующими инструментами. Он много работал над полиритмами, динамикой, тембральной окраской своего инструмента.
Джонс удостоился звания «самый ритмичный барабанщик» от журнала «Life Magazine». Его стиль оказал огромное влияние на развитие таких барабанщиков, как Митч Митчелл (которого Джимми Хендрикс называл «мой Элвин Джонс») и Джинджер Бэйкер.
Скончался Элвин Джонс в 2004 году от сердечной недостаточности – в возрасте 76 лет.
Ландыш Рифовна
#ElvinJones #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #JazzDrums #PostBop #9SeptemberJazz